Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Ремонт компрессора холодильника своими руками

Замена компрессора: что учесть, причины и признаки, порядок работ

Чтобы заменить мотор, нужно досконально знать принцип работы холодильника, суметь правильно диагностировать поломку, обратив внимание на признаки. Перед работами ознакомьтесь с устройством техники, основными причинами поломки мотора и их признаками

Как работает холодильник

Его можно условно разбить на три главных части:

  • испаритель;
  • конденсатор;
  • компрессор (состоит из мотора и реле).

Если одна из них не функционирует, а остальные узлы исправны, работоспособность холодильника все равно теряется.

Система характеризуется замкнутыми параметрами. Фреон качается из испарителя компрессором, после чего под высоким давлением переходит в конденсатор, где он охлаждается, из газа становится жидкостью и снова идет в испаритель. Это беспрерывный цикл работы холодильной техники.

В отличии от других деталей, мотора включен всегда. Запускается он после сигнала термодатчика, который сообщает о повышении температуры в камерах. Реле запускает мотор, чтобы он начал охлаждение отделений. При наборе заданной температуры реле срабатывает, и мотор глохнет.

Как проверить исправность электромотора

Первый признак, по которому можно определить поломку — скачок температуры в основной камере. Там может быть настолько тепло, что испортятся все продукты. Есть и другие признаки выхода из строя главной детали холодильника:

на стенках вырос лед (особенно актуально для моделей с функцией No Frost);

  • мотор гудит, но холода не производит, утечка хладагента не наблюдается;
  • слышны щелчки, дребезжание и другие посторонние звуки: шум, скрежет, идет вибрация.
  • мотор работает постоянно, не останавливаясь;
  • продукты в камерах чересчур перемерзают.

Проверка сопротивления и напряжения

Иногда в поломке виноват кабель или обрыв проводки, поэтому перед началом ремонтных работ нужно замерить сопротивление, чтобы обезопасить себя от травм.

Для проверки сопротивления отыщите место, в котором нет краски. Если таких мест нет, сотрите покрытие растворителем. Возьмите тестер и приставьте его щупы к корпусу и контакту. Если ничего не высветилось, то прибор исправен, а если на экране мультиметра есть цифры, ремонтировать компрессор в домашних условиях очень опасно. Если вы решитесь работать с таким компрессором, будьте предельно осторожны.

Чтобы проверить ток, убедитесь в работоспособности пускового реле. Возьмите мультиметр с клещами — таким прибором проверять удобнее. Если мощность мотора, к примеру, 140 Вт, измерительный прибор должен показать ток в 1,3 А. Соотношение этих показателей такое же, если мощность двигателя другая.

Почему ломается компрессор

Поломки можно отнести к двум группам:

Все на первый взгляд нормально работает — компрессор гудит, лампочка светится. В этом случае может быть актуальна утечка хладагента, причем проверить это можно и самостоятельно — потрогайте конденсатор. Если он горячий, значит, и правда случилась утечка.

Сломан регулятор температур, поэтому, если в камере тепло, сигнала об этом нет.

Если техника совсем не работает, в каждом пятом случае в этом виноват мотор. Если это не так, стоит проверить реле и температурный сенсор. При выходе их из строя нужно производить замену. Если сбоев в работе деталей не обнаружено, виноват мотор, и нужна его замена.

Заменить эту деталь без помощи мастера сложно, но можно. О том, как это сделать, читайте далее.

Замена компрессора: пошаговая инструкция

Перед тем, как приступать к работе, подготовьте инструментарий:

  • накопитель для газа-фреона;
  • вентили (нужны для прокола и отбора);
  • горелка.

Чтобы заменить компрессор в холодильнике «Аристон», «Индезит», «Атлант», «Стинол» или любом другом, действуйте так:

  1. Сдвиньте компрессор вперед и приподнимите его.
  2. Надломите заправочную трубку.
  3. Запустите прибор на 5-минутный период – за это время хладагент полноценно перейдет в конденсатор.
  4. Подключите вентиль для прокола и подсоедините к нему шланг баллона.
  5. Открутите вентиль на полминуты — этого будет достаточно, чтобы стравить весь фреон.
  6. Вместо заправочной трубки припаяйте, используя горелку или паяльник, новую — медную.
  7. Надрежьте капиллярный расширитель на пару сантиметров, надломите трубку.
  8. Отпаяйте фильтр-осушитель от конденсатора.
  9. Снимите все трубки с компрессора. Обычно их всего две — для создания давления и для отвода лишнего фреона.
  10. Установка нового мотора производится аналогично демонтажу — в обратном порядке.
  11. Проведя монтажные работы, проверьте работоспособность реле.
  12. Запустите холодильник: если он начал морозить, значит, все сделано верно.

Смотрите видео, чтобы все сделать правильно:

Как провести первичную диагностику?

Чтобы самостоятельно проверить, требуется замена мотора или ремонт какой-то другой системы, например, системы электронного управления или реле, нужно понять, горит ли лампочка в холодильнике, когда сам агрегат не морозит до нужной температуры. Если света нет, то неисправность заключается в отсутствии напряжения, а вот когда свет горит, но холодильник не охлаждает – скорее всего, требуется замена мотор-компрессора. Еще один явный признак поломки двигателя и необходимости его замены – отсутствие звуков при включении холодильника в сеть. Однако для более точной диагностики мастер проверит и другие системы и узлы агрегата.

Принцип работы и типы реле

Пускозащитное реле служит для включения и отключения двигателя. Когда мотор набирает необходимые обороты, катушка должна отключаться, и чтобы это происходило своевременно, устанавливается реле. При повышении подачи электроэнергии контакты пускозащитного реле сжимаются, что приводит к запуску компрессора. При снижении электричества контакты разжимаются — мотор отключается.

Существует два основных вида пускозащитного реле:

  1. Пусковой механизм в форме таблетки. Сделан из материала, который при нагреве расширяется. Когда температура достигает максимума, контакты в механизме размыкаются, оставляя катушку. Чтобы поддерживать постоянную температуру на обмотке, используется дроссель. При неисправности прибор подобного типа меняет положение, слышится звук рассыпавшегося порошка.
  2. Индукционное пусковое реле. При подаче тока в электромагнитах замыкаются контакты, во время постепенного снижения тока контакты разжимаются.

Иногда встречается реле с биметаллической пластиной, которая выгибается при подаче электричества, замыкая контакты.

Нужно учитывать, что установка детали по типу крепления к компрессору может отличаться. Различают два вида крепления:

  1. Пусковое реле ДХР работает с типом двигателя ДХМ. Крепится деталь на неподвижную раму.
  2. Тип РТП может крепиться к проводу. Его ток работы ниже, чем у предыдущего варианта.

Технология замены компрессора холодильника.

Главной деталью каждого холодильнике после шкафа является компрессор. Обычно они не ломаются  долгие годы, но порой, из-за скачков напряжения в сети, холодильник может выйти из строя.

Ваш холодильник перестал работать, и Вы хотите заменить компрессор.

Как правило, мастера имеют многолетний опыт замены компрессора, однако зачастую приходит вчерашний ученик краткосрочных курсов, чья квалификация равна нулю, поэтому вам нужно знать о некоторых важных нюансах:

Выбор нового компрессора. Лучше покупать компрессор такой же фирмы, тогда проблем не будет
Если же вы выбрали аналог, тогда следите внимательно, чтобы технические характеристики нового компрессора в точности совпадали с показателями компрессора, установленного производителем.
Обратите внимание на холодопроизводительность обеих компрессоров. Они должны полностью совпадать
Это можно узнать, проверив рабочие схемы старого и нового компрессора. Иногда можно выбрать и более мощный компрессор, но это при условии, что все остальные показатели идентичны.
Проверьте, есть ли у вашего холодильника система маслоохлождения. Если есть, то новый компрессор, тоже должен иметь такую систему

Если же вы выберете компрессор другой модели, то в этом случае не будет работать змеевик теплообменника.
Важно помнить, что существуют компрессоры с низким и высоким пусковым моментом. Если в вашем холодильнике есть капиллярная трубка, то вам нужно устанавливать компрессор LST (низкий пусковой механизм)

Если же в вашем холодильнике есть только регулирующий вентиль, чтобы регулировать давление, то вам подойдет компрессор HST (высокий пусковой механизм).

Замена компрессора холодильника. Последовательность работы

Вначале холодильник выключают из сети

Очень осторожно, чтобы не отломать стальные трубки, отогибают эти трубки, чтобы появился зазор. Затем осторожно приподнимают компрессор и немного выдвигают его вперед

Не более чем на 5 см.
Далее удаляют весь хладагент из компрессора. Для этого необходимо иметь прокалывающий вентиль и специальный баллон, на котором имеется вакуум. Если ваш компрессор еще хоть немного может поработать, это очень облегчит задачу мастера. Тогда эта процедура занимает не более 5 минут. Перекачивают хладагент в конденсатор. Мастер надламывает заправочную трубку, а капиллярную просто зажмает. Затем включает холодильник, и он работает 4 минуты. Затем аккуратно проколывает фильтр-осушитель, берет вентиль, закрепляет его и присоединяет к баллону. Открыв баллон, он без труда перекачат в него весь хладагент.
Теперь необходим специальный паяльник, для того, чтобы отпаять фильтр-осушитель от конденсатора и потом заменить заправочную трубку. Рекомендуется использовать медную трубку, диаметр которой 6 миллиметров, а длина – 10-15 сантиметров. Потом мастер приступает к окончательному демонтажу компрессора. На последнем этапе он должен отпаять, зачистить и поставить заглушки на нагнетательной и отсасывающей трубке.
Заглушки стоят и на новом компрессоре. Мастер убирает их и присоедините концы трубопровода холодильника с концами трубок на компрессоре. Затем спаивает места соединения. Также ему необходимо припаять новый фильтр-осушитель. Когда  он с этим справится, он должен покрыть те места, где паяли, эмалированной краской.
Затем, согласно инструкции, мастер заполнит компрессор хладагентом. Используется только необходимый объем. Сделается это через заправочную трубку.

Причины выхода из строя реле холодильника

Такие узлы, как мотор-компрессор и испаритель лучше не пытаться ремонтировать самостоятельно. Если вы разбираетесь в электротехнике, можно попробовать сэкономить деньги и время на обращение в сервисный центр и провести замену пускозащитного самостоятельно.

Реле – достаточно несложное устройство, и причин его выхода из строя немного:

  • Заклинивание подвижной контактной группы. В этом случае контакты не замыкают цепь. Или, наоборот, не размыкают ее.
  • Выход из строя (перегорание) нагревающей обмотки
  • Потеря упругости биметаллической пластины.

Внешне неисправность устройства проявляется следующим образом:

  • Двигатель компрессора не запускается.
  • Двигатель работает некоторое время, обычно не более 10 мин., а потом останавливается.
  • Двигатель начинает работать, но не отключается, хотя заданная и в холодильнике уже достигнута.

Чтобы определить, что вышло из строя именно реле, рекомендуют отключить от него клеммы и подключить их напрямую к двигателю. Если он заработал – дело было в реле.

Другой способ диагностики – подключить заведомо исправное устройство. Если двигатель заработал нормально, с периодическими отключениями через 10-20 минут, то исправное устройство можно просто оставить на своем месте. Стоимость детали для наиболее распространенных марок находится в пределах 500-1000 рублей.

Сходные признаки наблюдаются и в случае утечки хладоносителя, что затрудняет диагностику.

Перед тем, как начинать снимать устройство с холодильника, стоит проверить еще несколько моментов.

  • Видны следы обгорания или оплавления проводов и разъемов. Такое устройство подлежит безусловной замене.
  • Ослабло крепление устройства. В этом случае подвижные контактные группы может заклинивать. При этом мотор начинает вибрировать. Следует подтянуть или заменить элементы крепления.
  • Разболтались разъемы. Контакты следует зачистить и поджать.

Если в ходе самостоятельно диагностики и ремонта достичь успеха не удалось – не следует пытаться разбирать узлы холодильника, особенно мотор-компрессор. Лучше обратиться в сервисный центр.

Причины поломок и выхода из строя компрессора

Система охлаждения холодильника, как говорилось выше, является сложным замкнутым контуром. Большинство современных производителей гарантируют ее исправную работу в течение длительных сроков. Кроме того, почти все такие системы снабжены системами защиты от большинства распространенных нарушений правил эксплуатации, возникающих по вине потребителя.

Чаше всего поломка компрессора происходит из-за:

  • повышенного или пониженного напряжения в электрической сети;
  • пиковых сачков напряжения;
  • нарушения режимами работы холодильника (например, забывают отключать временный режим «быстрая заморозка»);
  • дополнительного нагрева частей холодильника (например, если холодильник стоит возле батареи отопления);
  • попыток потребителей самостоятельно менять и ремонтировать части холодильника.
  • повреждений (корпуса, конденсатора) при перевозке или передвижении холодильника.

Диагностика

При диагностике неисправности вашего холодильника следует обратить внимание на температуру холодильной камеры. Если она повышена, или камера совсем разморожена, возможно, вышла из строя компрессорная установка

Неважно, Минск у вас или Атлант, этот узел устроен одинаково. Он находится внизу холодильника, герметично упакованный в масляный кожух

Если мотор при срабатывании реле молчит, возможно, компрессор не работает из-за поломки мотора, и нужна его замена.

Снятие компрессора

Перед тем как приступить к ремонту установки с предполагаемой заменой вакуумного мотора своими руками, запаситесь мультиметром для проверки тока и сопротивления. Если имеет место обычный обрыв кабеля, сложный ремонт не потребуется. Замена кабеля – банальная процедура. Мультиметр прикладывается к контакту и корпусу, на котором предварительно счищается краска. Прибор не должен реагировать. В противном случае ремонт своими руками становится небезопасен.

Далее можно приступать к работе с мотором и пусковым реле. Мультиметр прислоняется к контактам, ток должен быть равен 1.3 ампера, а мощность двигателя 140 Вт. Посмотрите на фото, как правильно прикладывается мультиметр.

Для определения частей, подлежащих замене, нужно потрогать конденсатор, он должен быть горячим. Если вытек хладагент, агрегат будет комнатной температуры. Возможно, произошла поломка терморегулятора, холодильник нуждается в его замене. Ремонт – дело не быстрое, запаситесь терпением.

Поломка мотора происходит достаточно редко, по статистике – в 20% случаев. Ремонт мотора компрессора холодильника лучше доверить специалисту

В ремонте компрессора холодильника уделите внимание проверке таких важных элементов, как термодатчик и реле. Если они не повреждены, значит, в ремонте нуждается сам компрессор

Более сложный ремонт

Когда возникает серьезная поломка холодильника, стоит сразу обращаться к мастеру. Своевременная реакция продлит эксплуатационные сроки и поможет избежать дорогостоящего ремонта, например, компрессора или системы циркуляции хладагента.

Замена хладагента

Утечка фреона – одна из распространенных поломок.

Чтобы устранить проблему, мастеру необходимо:

  • с использованием специального оборудования найти место утечки;
  • устранить повреждение и проверить герметичность;
  • провести дозаправку резервуара фреоном.

Подробнее узнать о ремонте такого типа можно из этой статьи.

Сгорела или глючит плата управления

Современные холодильники оснащены платой для управления. Она отвечает за работу дисплея, поддержку оптимального температурного режима, включение света при открытии камеры, запуск компрессора и вентилятора. Восстановление работоспособности обычно заключается в перепрошивке модуля, так как из-за скачков электричества энергонезависимая память глючит и иногда затирает данные. Если плата сгорела, устанавливается новая деталь, ремонт экономически не целесообразен.

Дефект испарителя

Дефект испарителя проявляется повышением температуры внутри холодильного отсека, возникновение неприятного запаха и ледяной шубы. Мастера проводят поиск утечки фреона, восстанавливают герметичность трубок и проводят дозаправку хладагентом. Если испаритель износился, он подлежит замене.

Глюки температурных датчиков

Устранить некорректную работу датчиков температуры можно несколькими способами.

  1. Починить обрыв в контактах цепи управления.
  2. Устранить последствий окисления (очищаем ржавчину).
  3. Восстановить нормальное положение сенсоров.
  4. Замена в сборе, так как модуль неремонтопригоден.

Сгорел температурный предохранитель

Перегорание температурного предохранителя может произойти из-за того, что ТЭН оттайки испарителя перегрелся. И чтобы обезопасить бытовую технику от возгорания, предохранитель разорвал цепь.

В идеале, проверьте сопротивление детали мультиметром, или хотя бы прозвоните. Если обнаружился обрыв цепи, нагревательный элемент меняют на новый с сборе. Можно попробовать «наколхозить», замкнув цепь проволочкой подходящего сечения, но сколько проживет такая конструкция и безопасно ли это – ответа нет.

Неисправности систем NoFrost

Работоспособность вентилятора проверяется вручную – аккуратно покрутите лопасти, если крыльчатка свободно крутится, проверьте электронную часть. Прозвоните стартер двигателя, если есть обрыв в обмотке, меняют целиком. Может выйти из строя фузер – эту деталь снимают и проверяют тестером. Если сопротивление близится к нулю, то деталь считается исправной. В случае, когда оба технических узла работают нормально, нужно заменить электротаймер, он ремонту не подлежит.

Не работает генератор льда

Определить без диагностики причину поломки генератора льда невозможно.

Самые распространенные факторы:

  • низкое давление воды;
  • сломался впускной клапан;
  • неисправен блок генератора;
  • дверной переключатель работает некорректно;
  • нужно сменить фильтр.

Реанимация компрессора – одна из самых дорогостоящих работ.

Замена целиком

В большинстве случаев компрессор ремонту не поддается, поэтому его нужно заменять. Для этого закажите подходящую модель и установите ее самостоятельно или вызовите мастера.

Проблемы с пусковым реле

В пускозащитном реле могут заклинить контакты, сгореть обмотка электромагнитов, а пружинная пластина со временем теряет упругость. Обычно слышны щелчки, но ничего не происходит. Если деталь полностью не вышла из строя, проводится ремонт катушки, соединяются или чистятся контакты. Проще всего выкинуть старую и купить новую за 500-1000 рублей, и не тратить кучу времени на поиски «фантомных болей».

Поломка термозащитного реле

Если из строя выходит термозащитное реле, нарушается цикл включения и отключения оборудования, перегревается электродвигатель. Ремонт допускается, если заклинило шток. В случае, когда есть повреждения на обмотке, деталь подлежит замене.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации