Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Какие основные виды аккумуляторных батареек существуют?

Типы АКБ для автомобилей, какие они бывают?

Батарея состоит из кислотоупорного корпуса, пластин-электродов, находящихся в химическом растворе – электролите, клемм на верхней части АКБ. Основной материал, из которого делают электроды аккумулятора для автомобиля, – свинец, точнее его сплавы. От добавленного элемента зависит тип батарей:

  1. Сурьмянистые (наиболее распространённые). Это классические изделия, где в состав электродов входит 5 % сурьмы. Её добавляют ради увеличения прочности и ускорения химических процессов. При зарядке начинает испаряться вода, что приводит к оголению верхней части электродов. Это явление начинается, когда U = 12 В. Поэтому в дальнейшем приходится доливать дистиллят. В этом и заключается обслуживание аккумулятора данного типа.
  2. Малосурьмянистые автоаккумуляторы. Малое количество этого химического элемента в электродах (до 5 %) позволяет минимизировать выкипание воды. Плюс уменьшается саморазряд при хранении. В итоге АКБ считается малообслуживаемой.
  3. Кальциевые аккумуляторы на авто. Изделия, в электроды которых входит этот элемент, имеют на этикетке маркировку Ca/Ca. То есть это свидетельствует о том, что плюсовые и минусовые электроды имеют кальций. Его использование ещё больше уменьшило испарение раствора и саморазряд, что вывело батареи этого типа в более качественный сегмент изделий по сравнению с двумя предыдущими разновидностями. Иногда в состав кальциевых электродов добавляют Ag. Это уменьшает внутреннее сопротивление батареи, что положительно отражается на её производительности (отдаче энергии).
  4. Гибридные аккумуляторы для авто. Имеют маркировку Ca+. Здесь технология изготовления пластин смешанная: например, плюсовый электрод может быть малосурьмянистым, а минусовый – кальциевым. Основное достоинство таких АКБ – невысокая чувствительность к перезарядке и меньшая стоимость, если сравнивать с предыдущим типом батареи.
  5. Гелевые, или AGM аккумуляторы для автомобилей. Их характерный признак – присутствие внутри корпуса не жидкого, а гелеобразного электролита. Это даёт сразу несколько преимуществ. Во-первых, изделия можно наклонять, не боясь, что жидкий раствор прольётся. В итоге батареи оказываются очень устойчивыми к вибрации, что весьма актуально при их эксплуатации в авто. Во-вторых, у AGM очень медленный саморазряд, что гарантирует сохранение работоспособности в течение длительного срока. В-третьих, объём подаваемой энергии не уменьшается вплоть до полного разряда. И, в-четвёртых, такие автомобильные АКБ не боятся перезаряда. Однако имеются и отрицательные моменты. Гелевые батареи нужно заряжать только малым током: для этого продаются специальные ЗУ. Ещё один минус – плохая переносимость чрезвычайно низкой температуры. Если же она находится в пределах, обозначенных в инструкции, изделие может прослужить и 10 лет.
  6. Щелочные аккумуляторы автомобиля. Есть два варианта таких АКБ: никель-железные и никель-кадмиевые (этими составами покрывают снаружи электроды). В качестве наливаемого химического раствора используют едкий калий.
  7. Литий-ионные. Как утверждают многие специалисты, это аккумуляторы, за которыми будущее. Особенность таких АКБ – присутствие ионов лития в электролите. Что касается материала изготовления электродов, здесь пока ещё нет однозначного ответа. Последнее время в их состав входит оксид лития с кобальтом (плюсовые пластины) и графит. Впрочем, ведутся эксперименты по использованию ферро-фосфатных электродов: они будут безопаснее в экологическом смысле и дешевле.

Как выбрать аккумулятор АА/ААА, по каким критериям

Рейтинг ведущих производителей

Прочитав статью у вас не должно остаться вопросов. Как выбрать лучшие аккумуляторные батарейки, лучшие аккумуляторы аа, аккумуляторы ааа какие лучше – на все получите ответ. Представляем рейтинг наиболее популярных аккумуляторов AA и AAA. Производители ТОП-5:

  1. Robiton – российский бренд. Признан Российскими специалистами одним из самых прогрессирующих в сегменте АА/ААА по соотношению цена-качество.
  2. VARTA – американский производитель. В первую очередь «на слуху» автомобильные АБ.
  3. Panasonic – японская компания по производству приборов электроники и бытовой техники. Наиболее известная серия АБ Panasonic Eneloop AA – лучшие пальчиковые аккумуляторы.
  4. Duracell – самый массовый производитель АБ из США. Доля рынка составляет 25% от всего производства портативных батарей в мире.
  5. GP – фирма из Гонконга, специализируется на недорогих АБ.


аккумулятор GP 2700 mAh

Когда вы покупаете аккумуляторы АА и ААА, то в первую очередь руководствуетесь потребительскими качествами, наиболее важными для вас. Критерии выбора определяют:

  1. Увеличенная емкость.
  2. Маленький саморазряд.
  3. Большое количество циклов заряд-разряд.
  4. Наилучшее соотношение цена-время работы.

Проведя тест аккумуляторов ааа на соответствие критерия по емкости, эксперты выбрали победителя – это Robiton 1100 mAh.

Кроме того, определили какие аккумуляторы аа лучше. В номинации – пальчиковые аккумуляторы какие лучшие, первый приз получает Robiton 2850 mAh.

Подведем итоги выше сказанного.

Перед тем как совершить покупку АА/ААА аккумуляторных батарей хорошенько подумайте, для каких нужд они необходимы. Вы должны четко представлять где и в каких приборах планируете их использовать. Какова длительность эксплуатации по времени, возможна ли замена на обычные батарейки. Только «взвесив» все за и против принимайте решение!

Как поменять процессор на компьютере

Основные виды автомобильных аккумуляторных батарей

Сурьмянистые АКБ

Это устаревший тип автомобильных аккумуляторов, в свинцовых пластинах которых содержится более 5 процентов сурьмы. Модели современных АКБ содержат в составе пластин значительно меньше сурьмы (Sb). Роль сурьмы в аккумуляторных пластина – это увеличение их прочности. Чистый свинец очень мягкий и не в чистом виде не подходит для использования в АКБ. Сурьма вызывает резкую активизацию процесса электролиза, который начинается в батарее при напряжении 12 вольт. При этом выделяются водород с кислородом. Это выглядит как закипание электролита.

Сейчас сурьмянистые батареи уже не используются в качестве стартерных. Их сменили другие, более прогрессивные модификации АКБ. Этот тип аккумуляторов ещё сохранился в разных стационарных источниках тока, где требуется неприхотливость батареи. А современные автомобильные аккумуляторы выпускаются со значительно меньшим содержанием сурьмы.
 

Малосурьмянистые АКБ

Пластины с уменьшенным содержанием сурьмы стали использоваться для того, чтобы снизить интенсивность испарения воды из электролита. К малосурьмянистым видам аккумуляторов относятся те, что имеют в составе пластин менее 5 процентов сурьмы. В результате их применения удалось уйти от проблемы частой доливки дистиллированной воды. Но это не значит, что такие аккумуляторы совсем не нуждаются в обслуживании.

Ещё одним преимуществом этого типа автомобильных аккумуляторов является меньшая степень саморазряда батареи при хранении, чем у старых сурьмянистых моделей. Эти АКБ часто называют необслуживаемыми, но правильнее будет называть их малообслуживаемыми. Ведь заявление о том, что они не нуждаются в обслуживании, это рекламный лозунг. Потери воды из электролита все равно присутствуют. Поэтому проверять уровень и доливать дистиллированную воду все равно нужно.

К преимуществам малосурьмянистых аккумуляторов можно отнести их терпимость к электрическим параметрам бортовой сети автомобиля. Если в сети возникают перепады напряжения, то параметры батареи не сильно страдают от этого. Этого нельзя сказать о более современных видах автомобильных аккумуляторов: кальциевых, AGM, гелевых. Специалисты считают, что малосурьмянистый вид аккумуляторов лучше всего годиться для эксплуатации на легковых автомобилях отечественного производства. Это вызвано тем, что пока ещё не на всех российских авто обеспечивается стабильность напряжения в бортовой сети. При этом этот вид АКБ имеет доступную цену.
 

Кальциевые АКБ

Добавление кальция в свинцовые решётки вместо сурьмы стало решением по уменьшению испарения воды в АКБ. Часто на аккумуляторах этого вида можно встретить маркировку типа Ca/Ca. Такое обозначение говорит о том, что кальций содержится в решётках положительных и отрицательных электродов. Некоторые производители ещё добавляют в небольшом количестве серебро. Это позволяет снизить внутреннее сопротивление батареи, увеличить КПД и ёмкость. Но главной особенностью кальциевых АКБ стало снижение интенсивности электролиза и, соответственно, падение уровня электролита.

Гибридные АКБ

На корпусе таких аккумуляторов можно встретить обозначение Ca+ или Ca/Sb. Решётки электродов в таких АКБ производятся по различным технологиям. Положительные изготавливаются с добавлением сурьмы, отрицательные по кальциевой технологии. Гибридные автомобильные аккумуляторы являются попыткой объединить плюсы этих типов батарей. В результате и характеристики получились средние.

Литий-ионные АКБ

Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы на данный момент являются очень перспективными в плане дополнительных источников электрического тока. В этом случае носителями тока выступают ионы лития. При этом материал электродов очень часто изменяется вместе с совершенствованием этой технологии. На начальном этапе разработок в качестве отрицательного электрода использовался металлический литий. Из-за высокой взрывоопасности его заменили графитом. В роли положительного электрода использовались различные оксиды лития, которые добавляли марганец или кобальт. В современных образцах литий─ионных АКБ их заменяют литий─ферро─фосфатными сплавами, поскольку они меньше стоят, имеют меньшую токсичность и проще перерабатываются.

Критерии выбора

Чтобы выбрать обычный либо портативный автомобильный аккумулятор, необходимо руководствоваться несколькими критериями:

Цена вопроса

Теперь мы плавно подошли к вопросу стоимости изделий. Как вы уже могли догадаться, стоимость аккумулятора определяется множеством факторов, начиная от вида изделия, и заканчивая его техническими характеристиками и производителем. Самый дешевый вариант, который можно встретить — это Varta AGM, его стоимость составляет около двух тысяч рублей. Но нужно учитывать, что с такими показателями, которыми обладает это изделие, нормальная эксплуатация транспортного средства будет невозможной. Устройство будет разряжаться очень быстро, особенно, если вы будете использовать потребители энергии при отключенном двигателе.

Среди наших соотечественников, которые выбирают батареи по принципу наиболее оптимального соотношения качества и цены, популярны АКБ Varta Silver Dynamic D21, Moll MG 75R, Delkor 75R. Стоимость таких устройств в среднем составляет около семи тысяч рублей. Но если ваш бюджет для покупки не ограничен, то можно найти и более дорогие аккумуляторы, стоимость которых будет выше 20 тысяч рублей.

Аккумуляторы типа OGI, OSP

Батареи этого типа выпускаются практически всеми европейскими фирмами. Имеют намазные положительные электроды. Серии OGi и OSP незначительно отличаются конструкцией и материалом токоотвода (решетки). Кроме того, серия OSP обеспечена конвертацией положительных электродов, что снижает унос активной массы положительного электрода, тем самым, приближая срок службы к типу OPzS, имеющему панцирные положительные электроды. При этом электрические параметры остаются характерными для типа OGI.

Аккумуляторы этого типа, благодаря применению намазной технологии изготовления электродов, имеют минимальную трудоемкость в сравнении с OPzS и GrOE, соответственно, имеют и более низкую стоимость.

Электрические параметры наиболее высокие при коротких режимах разряда и толчковых нагрузках. При таких режимах разряда установленная емкость аккумуляторных батарей может быть ниже на 30% в сравнении с батареями других типов.

Рекомендуемая плотность электролита 1,24г/см3. При этом обеспечивается максимальный срок службы и оптимальные электрические параметры аккумуляторов этого типа.

Аккумуляторы типа OGi могут работать в диапазоне температур -30÷+50°С. Рекомендуемые температуры эксплуатации +10÷+30°С.

Оптимальной является температура 20÷5°С.

Режимы заряда

Оптимальным напряжением поддерживающего заряда при работе в буферном режиме, при температуре 20÷5°С является U = 2,23÷0,02 В/элемент.

Повторные заряды могут проводиться одним из следующих режимов:

  1.  Без ограничения тока, напряжением 2.33-2,40 В/элемент в течение 12 часов.
  2.  При напряжении 2,23 В/элемент в течение 50 часов при отключенной нагрузке.
  3.  При максимальном токе 5А на каждые 100А/ч емкости батареи до достижения конечного напряжения заряда 2,60÷2,75 В/элемент.

Выбор режима заряда зависит от характеристик установленного зарядного агрегата.

Уравнительный заряд проводится после глубоких разрядов или при недостаточном повторном заряде, что определяется по сниженной плотности электролита. Режимы следующие:

  1.  При напряжении 2,33-2,40 В/элемент до достижении и стабилизации плотности электролита на уровне нормативной в течение 2 часов.
  2.  До достижения конечного напряжения 2,60-2,75 В/элемент и нормативной плотности электролита со стабилизацией в течении 2 часов при максимальном токе заряда 5 А на 100 А/ч емкости батареи.

При любом заряде не допускается повышение температуры электролита выше 45°С. При превышении указанной температуры делается перерыв в заряде или вдвое снижается его ток. Температурная корректировка напряжения поддерживающего заряда в диапазоне температур 10-30°С не требуется.

Какую АКБ выбрать

Здесь всё зависит от конкретного автомобиля:

  • для немолодых машин (как отечественного, так и иностранного производства) оптимальным выбором являются малосурьмянистые АКБ. Они стоят недорого и спокойно переносят наличие проблем в бортовой сети, а ведь мало на какой машине с возрастом нет подобных неисправностей;
  • на свежие иномарки можно приобретать и кальциевые батареи. Да, они дороже, зато позволяют практически забыть о необходимости замерять уровень электролита и его плотность (мало кто из владельцев сейчас умеет больше, чем проверять уровень масла).

Среди критериев, влияющих на выбор:

ёмкость. Она не должна быть меньше, чем у заводской батареи. В противном случае в морозы не удастся обеспечить ток, нужный для запуска;
габариты. Слишком большая батарея попросту не поместится в посадочное место. Чрезмерно компактный аккумулятор, возможно, нельзя будет нормально закрепить – он будет шататься в движении;
бренд и цена. Выбор на рынке огромен, присутствуют различные типы АКБ для авто, изготовленные в России и за её пределами

Стоит обращать внимание и на срок гарантии.

Выбор АКБ по параметрам двигателя

В соответствие с тем, нуждается ли данный аккумулятор в постоянном уходе или нет, все известные марки АКБ делятся на два типа: необслуживаемые и обслуживаемые изделия.

Перед выбором конкретной модели, в первую очередь, следует определиться, выгодно ли с практической точки зрения самостоятельно заниматься обслуживанием автомобиля (в частности, его аккумулятора). При большой личной занятости от этой затеи лучше всего отказаться и приобрести необслуживаемую модель, которая отличается полной герметичностью корпуса и невозможностью доступа к отдельным деталям.

Необслуживаемый аккумулятор

Если же пользователь имеет возможности и свободное время для того, чтобы обслуживать автомобильные атрибуты, ему удобнее будет купить аккумулятор второго класса, за которым возможен постоянный уход с целью продления предельного срока эксплуатации.

Определиться с тем, какой аккумулятор лучше, также можно, исходя из учёта следующих параметров:

  • Объём двигателя автомобиля;
  • Мощность, развиваемая им в рабочем режиме;
  • Вид используемого топлива (бензин или солярка).

Правила выбора АКБ с учётом этих факторов предполагают порядок действий, состоящий в учёте сразу всех их одновременно. Так, в ряде случаев для автомобиля, работающего на дизеле, нужен аккумулятор большей ёмкости, чем для машины с бензиновым двигателем (с тем же объёмом). Практически установлено, что для бензинового «движка» объёмом до полутора литров вполне хватает комплекта батарей ёмкостью порядка 45-55 Ач.

Обратите внимание! Считается, что для транспортного средства с дизельным двигателем подойдёт изделие ёмкостью до 65 Ач. Для автомобилей с двигателями несколько большего объема (2,5 литра, например) при бензиновом двигателе потребуется ёмкость 65, а при дизельном – и 75-100 Ач

Для автомобилей с двигателями несколько большего объема (2,5 литра, например) при бензиновом двигателе потребуется ёмкость 65, а при дизельном – и 75-100 Ач.

Понятно, что все приводимые здесь цифры очень приблизительны. Точные величины ёмкостей автоаккумуляторов определяются для каждой конкретной модели транспортного средства отдельно и зависят от вида и количества имеющихся потребителей (кондиционера, обогревателя, магнитолы и т. п.).

Гибриды

Название говорит само за себя: гибридными считаются те батареи, в строение которых входят неодинаковые пластины, то есть выполненные из различных материалов. Стоит учесть, что положительно заряженные пластины включают в себя компоненты сурьмы (ее содержание в них не превышает 5%), в то время как отрицательно заряженные пластины имеют в составе кальциевые компоненты.

Новый, чуть ли не революционный метод изготовления аккумуляторных батарей смог привести к следующему:

  • Во-первых, если сравнивать аккумуляторы с пониженным содержанием сурьмы, расход жидкости очевидно уменьшается.
  • Во-вторых, батарея стала более устойчивой и выносливой к перепадам напряжения, даже в случаях интенсивной зарядки и тотальной разрядки.

Конечно, это вовсе не означает, что данные аккумуляторы можно считать полностью идеальными «без единого изъяна». Они не имеют никаких особых преимуществ над всеми вышеописанными устройствами. Но при этом по качеству характеристик их можно поставить прямо посередине этого ряда.

Разрядные характеристики аккумуляторов закрытого исполнения с жидким электролитом

В зависимости от типа аккумуляторов, различающихся конструкцией положительных электродов, их разрядные характеристики разные.

Соответственно, разные и рекомендуемые режимы и условия эксплуатации.

Основным параметром являются максимально допустимые токи при различных по времени режимах разряда до одного и того же конечного напряжения. Для проведения сравнительного анализа в табл. 1 и 2 приведены максимальные токи для коротких и длительных режимов разряды аккумуляторов разных типов одинаковой емкости. Для примера приняты элементы емкостью 200 А/ч и 1000 А/ч.

Из анализа табличных параметров аккумуляторов закрытого типа исполнения с жидким электролитом следует, что для коротких режимов разряда и обеспечения «толчковых» нагрузок предпочтительно применять АКБ типа OGi с намазными положительными или типа GrOE с поверхностными электродами.

Значительная величина максимально допустимых токов разряда свидетельствует о низком внутреннем сопротивлении батарей и, соответственно, их способности обеспечить пологость разрядных кривых, т.е. постоянство разрядного напряжения.

В случае рассматриваемых в таблицах аккумуляторов принято конечное напряжение разряда, равное 1,8 В. которое рекомендуется для длительных режимов разряда. Такое напряжение не наносит вреда дальнейшей работоспособности АКБ. В то же время для различных типов аккумуляторов допустимы следующие конечные напряжения разряда:

  •  OGi до 1,7 В
  •  OSP до 1,б В
  •  GrOE до 1,7 В
  •  OPzS до 1,7 В

При таких конечных напряжениям токи разряда при «толчках» длительностью до 1 мин 6удут значительно выше, чем указана в таблицах для аккумуляторов емкостью 200 А/ч:

  •  OGi I max = 472 A
  •  OSP I max = 472 А
  •  GrOE, J max =472 A

Применение АКБ типа OPzS для коротких режимов и наличии толчковых нагрузок требует увеличения их емкости на 30-40%.

При выборе батарей для их установки и в процессе эксплуатации необходимо учитывать, что стоимость типа GrOE в 1,6-2,0 раза выше, чем других типов. При жестких режимах эксплуатации поверхностные электроды склонны к короблению, что может значительно уменьшить их паспортный срок службы. С учетом экономического фактора, применение АКБ типа OGi будет дешевле, чем аккумуляторов типа GrOE на 25-40%, а типа OPzS — на 10-15 % при любых эксплуатационных режимах.

Устранение сульфатации электродов

Образование кристаллов сульфата свинца в электродах аккумулятора при разряде — явление нормальное, заключенное в принципе работы свинцового аккумулятора. Разрядная структура активной массы электродов представляет собой мелкокристаллическую форму сульфата свинца (PbS04), равномерно покрывающую токообразующую поверхность электродов, включая поверхность пор. При несвоевременной постановке на заряд или неполном заряде мелкие кристаллы нормальной разрядной структуры становятся центрами кристаллизации, происходит рост кристаллов. Чем дольше времени аккумулятор находятся без заряда, тем больше размеры растущих кристаллов. Происходит закупорка пор, уменьшается эффективная поверхность электродов, резко снижается ёмкость батарей. В конечном итоге процесс сульфатации становится необратимым.

В процессе эксплуатации аккумуляторов необходимо учитывать, что растворимость кристаллов сульфата свинца обратно пропорциональна их размерам. Только при своевременном заряде сульфат свинца легко преобразуется в диоксид свинца (РЬО2) на положительном и в губчатый свинец на отрицательном электроде.

Основными причинами повышенной сульфатации являются:

  1.  Длительное время нахождения батареи без подзаряда;
  2.  Короткие замыкания в элементах;
  3.  Систематические недозаряды;
  4.  Повышенная плотность электролита;
  5.  Высокая температура электролита;
  6.  Глубокие разряды;
  7.  Частые заряды большими токами;
  8.  Наличие вредных примесей в электролите.

Признаки сульфатации следующие:

  1.  Падение плотности электролита в сравнении с начальной;
  2.  Повышенное напряжение в начале заряда, достигающее 3В на элемент.

Подробнее о сульфатации и десульфатации Вы можете почитать здесь.

Анализ причин сульфатации свидетельствует, что при грамотной эксплуатации аккумуляторных батарей она может быть полностью исключена.

При не очень глубокой сульфатации всей батареи её следует длительно заряжать токам 0,1÷0,3 нормального зарядного тока, равного 0,10С10. Признаком окончания десульфатации является рост плотности электролита ж» первоначальной, равной 1,21г/см3 для батарей типа СК и её стабильности в течение не менее 3 часов. Случаи, когда засульфатирована вся батарея, весьма редки. Чаще приходится иметь дело с отдельными «отстающими» элементами, количество которых в батарее обычно не превышает 5%. Отставание таких элементов предопределяет наличие в них каких-то конкретных, ранее перечисленных неисправностей.

После выявление и устранения неисправностей элементов, рекомендуется проводить десульфатирующий дозаряд этих элементов путем наложения стороннего источника на ток подзаряда аккумуляторной батареи. Для этой цели целесообразно использовать переносные элементные или многоканальные подзарядные устройства, имеющие плавную регулировку Основным признаком окончания десульфатации является рост плотности электролита до первоначальной, косвенным — рост напряжении до величины 2,55-2,7 В на элемент. При сильном газировании элементов снижать ток дополнительного источника с увеличением длительности процесса. Такая методика позволяет обеспечить восстановление элементов бед вывода аккумуляторной батареи из работы. При этом она является альтернативой проведению уравнительного заряда, при котором исправные элементы получают значительный перезаряд с соответствующим сокращением срока службы.

Частые вопросы

Кальциевые аккумуляторы

Как оказалось, даже существенное уменьшение количества сурьмы в аккумуляторных пластинах не позволило достичь желаемого снижения электролизных процессов. И тогда было принято решение отказаться от сурьмы полностью и найти другую легирующую добавку. Новым металлом, который добавляли в свинцовые пластины, стал кальций.

Кальциевые аккумуляторы практически не выкипали, что позволяло держать электролит на достаточном уровне весь срок эксплуатации батареи. Именно с таких моделей началась история так называемых необслуживаемых АКБ. Кстати, когда возникает вопрос «как определить тип аккумулятора автомобиля», достаточно просто посмотреть на его верхнюю крышку. Если она гладкая, без пробок, закрывающих банки, то смело можно утверждать, что перед нами аккумулятор необслуживаемый. Плюс технология, по которой производились кальциевые пластины, позволила существенно снизить их вес и, следовательно, вес всей батареи.

Ещё одним несомненным достоинством кальциевых аккумуляторов является их низкий уровень саморазряда. Даже малосурьмянистые батареи проигрывали кальциевым в этом вопросе более чем на 70 %.

Но решение одних проблем повлекло за собой возникновение других. Как оказалось, кальциевые АКБ очень плохо переносят глубокий разряд. Стоило буквально три-четыре раза посадить батарею в ноль, и она становилась непригодной для дальнейшего использования. Кроме этого такие аккумуляторы были чрезвычайно капризными к уровню напряжения и тока, так что любые скачки во время зарядки и эксплуатации также крайне негативно на них сказывались. Да и стоимость новых батарей была чуть ли не в четыре раза выше сурьмянистых аналогов.

Устройство и назначение аккумуляторных батарей в авто

Основная особенность конструкции любого типа АКБ заключается в том, что он состоит из нескольких батарей. Они называются банками и монтируются внутри конструкции. В 12-вольтных устройствах такие элементы рассчитаны примерно на 2 вольта, они соединяются друг с другом последовательным образом.

Конструкция АКБ включается в себя:

  1. Непосредственно банки. Данные компоненты выполнены в виде набора пластин различной полюсности. Друг от друга они изолированы посредством кислото-упорных сепараторов.
  2. Корпус конструкции. Обычно производится из эбонита либо кислото-упорного пластика. Внутри корпуса располагаются специальные отсеки, в которые монтируются банки.
  3. Сама полюсная пластина производится из свинца и выполнена в виде решетки. В ячейки, расположенные внутри, впрессовывается состав пористого типа, который предназначен для увеличения площади соприкосновения с рабочей жидкостью — электролитом. Данное активное вещество производится из свинцового порошка, в него также добавляется серная кислота, а в отрицательные пластины — сернокислый борий. При изготовлении батареи эти элементы заряжаются, что приводит к формированию диоксида свинца в плюсовых устройствах. В отрицательных образуется губчатый металл.
  4. Раствор электролита заливается в банки АКБ. Жидкость используется для передвижения заряженных элементов от отрицательного полюса к положительному. Рабочий раствор производится из дистиллята (очищенной воды), а также серной кислоты.

Сама по себе батарея является одним из основных компонентов в транспортном средстве. Функционируя в бортовой сети машины вместе с генераторным устройством, АКБ является источником электрической энергии.

О конструктивных особенностях автомобильных батарей рассказал пользователь Аккумуляторщик.

Функции, которые выполняет приспособление:

  1. Запуск силового агрегата. В момент, когда генераторный узел еще не запущен, напряжение от АКБ подается на стартерное устройство при пуске.
  2. Обеспечение питания током всего электрооборудования транспортного средства при выключенном двигателе.
  3. Возможность запитки приборов и устройств машины во время движения, когда генераторный узел перегружен.

Поскольку ограничена, не рекомендуется длительно использовать устройство и включать все потребители энергии при отключенном моторе. Батарея, работая в паре с генераторной установкой, выполняет сглаживание пульсаций электротока в сети машины.

Ёмкость

А Вы уже пользуетесь аккумуляторными перезаряжаемыми батарейками?

Уже давноХочу попробовать

Параметр ёмкости эквивалентен времени, в течение которого устройство сможет полноценно питаться излучаемым аккумулятором током. Иными словами, чем больше ёмкость, тем дольше сможет работать прибор на одном заряде.

Измеряется этот параметр в миллиампер-часах. Диапазон имеющихся в продаже значений может колебаться в пределах от 100 до 12000 мА-ч. Казалось бы, выбрать самый ёмкий аккумулятор — и это будет лучшее решение. Но на практике всё не так просто. Чем больше ёмкость батареи, тем дольше она заряжается. И хорошо, если доступна зарядка током с большим напряжением. Но если речь идёт о металлгидридных элементах, которые рекомендуется подпитывать слабым током, удобство устройств с большой ёмкостью уже не кажется таким очевидным. Исходите и энергопотребления прибора и режима его работы.

Литий-полимерные аккумуляторы

Литий-ионный полимерный аккумулятор, известный также как Li-Pol, LiPo, Li-polymer, представляет собой улучшенную версию стандартного литиевого аккумулятора и находит применение во многих видах техники. Электролитом здесь служит полимерный материал.

Такие типы литиевых аккумуляторов хороши тем, что обладают значительной энергетической плотностью на единицу объема и массы, пониженным саморазрядом, донельзя тонкими элементами (всего от 1 мм), возможностью гибкости, крайне несущественным перепадом напряжения в процессе разрядки, широким диапозоном температур, при которых устройство продолжит свою полноценную работу. И, ко всему прочему, LiPo не имеет эффекта памяти.

Хотя не стоит слепо полагать, что батареи такого плана на самом деле можно назвать полностью идеальными. Даже у Li-Pol есть свои изъяны. Один из самых существенных — опасность возгорания в случае перезарядки и избыточного потребления тепла. Недостатком представляется и сравнительно небольшое количество рабочих циклов — 800-900, а также старение аккумуляторов, даже если они лежат в стороне без надобности.

Наконец, даже сама зарядка весьма пагубно влияет на приспособление: если процесс зарядки уменьшает вместимость, то при глубоком заряде прибор можно смело отправлять в металлолом.

Li-ion батареи

Литий-ионные аккумуляторы — это классические перезаряжаемые аккумуляторов, в которой ионы лития перемещаются от отрицательного электрода к положительному электроду во время разряда и обратно при зарядке. Литий-ионные АКБ широко распространены в бытовой электронике. Они являются одним из самых популярных типов аккумуляторных батарей для портативной электроники, с одной из лучших энергетической плотностью, отсутствие эффекта памяти и медленной потери заряда, когда он не используется (низкий саморазряд).

Эта серия охватывает цилиндрические и призматические типоразмеры аккумуляторов. Li-ion имеет наивысшую плотность мощности среди любого аккумулятора старого типа. Очень легкий вес и большой цикл жизни делает его идеальным продуктом для многих решений.

Технические характеристики автомобильного аккумулятора

Если вы решили правильно выбрать емкость для своего автомобиля, следует понимать, что существует ряд технических характеристик, которые стоит учитывать. Мы расскажем об основных тонкостях, которые стоит учитывать во время приобретения.

Емкость

Самый главный параметр во время выбора автомобильного аккумулятора – это его емкость. Измеряется емкость в ампер-часах. Чем их больше, тем дольше аккумулятор будет служить. Емкость напрямую зависит от следующих параметров:

  • толщина и качество электродов;
  • материал электродов;
  • материал сепараторов;
  • температуры электролита;
  • плотности электролита.

В параметры во время выбора особого смысла вникать нет, просто смотрите на А/ч.

Технические характеристики автомобильных аккумуляторов

Номинальная емкость

Узнать вы сможете, прочитав соответствующее обозначение на аккумуляторе. Номинальная емкость – это напряжение, которое способен отдать аккумулятор. Есть способ измерить все самостоятельно, для этого нужно выполнить следующие условия:

  1. В первую очередь стоит полностью разрядить емкость.
  2. На протяжении 20-ти часов непрерывного разряда ток по своей величине должен ровняться 1/20 от всей емкости.
  3. Напряжение на выводах на должно быть менее 10,5 В.
  4. Температура электролита должна составлять примерно 25 градусов.

Какой ток на холодной прокрутке

На нашей территории практически всегда царят холодные зимы, которые не выдерживают многие аккумуляторы. Соответственно стоит четко понимать, что ток холодной прокрутки должен держатся на оптимальном уровне. К примеру, если ток холодной прокрутки высокий, то и заводится двигатель зимой будет гораздо легче.

Номинальное напряжение аккумулятора

Также очень важно смотреть на то, какое номинальное напряжение аккумулятора. На каждый элемент сейчас приходится по 2 В

Соответственно общее номинальное напряжение должно составить 12 В. Все эти параметры вы сможете найти на корпусе или в документе во время приобретения.

Потеря воды

Крайне важно, чтобы это значение не превышало 14.4 В. Ведь от этого напрямую зависит скорость, из которой вода улетучивается из электролитов в виде газов

Этот параметр во многих ситуациях говорит за срок службы автомобильной батареи.

Как выбрать аккумулятор по техническим характеристикам

Саморазряд

Оптимальное значение саморазряда автомобильного аккумулятора – 3% в месяц. Однако здесь еще следует понимать, что если температура снижается или повышается, значение может немного изменяться.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации