Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Чем отличается масло для газонокосилки с 4 и 2 тактным двигателем

Виды и их устройство

На сегодняшний день компания Champion занимается выпуском газонокосилок, оснащённых электрическими и бензиновыми двигателями. Ниже представлен обзор разновидностей и их технические характеристики.

Бензиновые газонокосилки

Такие модели оснащены четырёхтактным бензиновым двигателем внутреннего сгорания и отличаются высокой мощностью и функциональностью. С их помощью можно осуществлять покос травы в полевых условиях и на пересечённой местности. Модели имеют большие проходимые колёса с шариковыми подшипниками, а многие из них являются самоходными. Это значительно экономит силы оператора и избавляет его от необходимости прилагать физические усилия при работе.

Бензокосилки являются идеальным вариантом для больших угодий площадью до 30 соток, на которых электрокосилка или триммер справиться уже не могут. На агрегатах установлен регулятор высоты среза, благодаря которому они могут работать в нескольких режимах.

Двигатели оснащены системой воздушного охлаждения, ручным стартером и зажиганием электронного типа. Самоходные модели имеют задний привод и очень послушны в управлении. Рабочий нож расположен на валу двигателя и срезает траву при его вращении. Рукоятки косилок имеют складную конструкцию, фиксируются в двух положениях и оснащены удобной резиновой накладкой, предотвращающей скольжение рук оператора.

Благодаря наличию праймера запуск двигателя производится практически мгновенно. К недостаткам бензиновых моделей можно отнести большой вес, который обусловлен наличием топливного бака, и вредный выхлоп в атмосферу. Кроме того, тяжёлые агрегаты плохо преодолевают кочки, из-за чего нередко скашивают не только траву, но и цепляют дерн.

Электрические модели

Газонокосилки с электрическим двигателем практически бесшумны и не выделяют вредных веществ в окружающую среду. Они работают от источника питания напряжением 220 В и предназначены для обработки придомовых территорий площадью до 8 соток. Мощность электродвигателей невысока и варьируется от 1 до 1,8 кВт. Агрегаты имеют небольшой вес и очень удобны в управлении. В отличие от бензиновых образцов, электромодели не требуют регулярного техобслуживания двигателя, замены масла, фильтров и свечей зажигания. К недостаткам косилок с электрическим двигателем можно отнести зависимость от источника электрического питания и невозможность работы в полевых условиях.

Аккумуляторные косилки

Эти модели оснащены электрическим двигателем, и способны работать от АКБ. Преимуществом таких агрегатов является способность работы в полевых условиях, вдали от источника электрического питания. Однако срок их работы ограничен ёмкостью батареи, из-за чего аккумуляторные образцы, конечно же, уступают бензиновым моделям. Среди недостатков можно отметить слабый двигатель и необходимость постоянного контроля над уровнем заряда аккумулятора. Кроме того, присутствие АКБ немного утяжеляет газонокосилку.

Механические газонокосилки

Эти модели представляют собой ручные конструкции, предназначенные для обработки маленьких газонов и придомовых лужаек. По внешнему виду они напоминают обычную тележку, оснащённую барабаном со встроенными внутрь спиралевидными ножами. Ножи соединены с колёсами через шестерёнки, из-за чего скорость их вращения в 4 раза больше скорости вращения колёс. При движении тележки спиралевидные ножи прижимают траву к основному ножу, расположенному чуть ниже, и производят срез. В отличие от роторных и бензиновых моделей, ручные косилки не издают вообще никаких звуков при работе, являются полностью экологичными и могут использоваться в сырую погоду. К недостаткам относят необходимость приложения физических усилий и маленький диапазон высоты покоса.

Расход топлива и от чего он зависит?

Расход топлива бензиновой газонокосилки измеряют в л/ч, то есть количестве литров бензина, которые двигатель потребляет во время покоса травы за час.

Этот параметр зависит от:

  • мощности двигателя;
  • ширины кошения;
  • наличия самоходного привода;
  • густоты травы;
  • особенностей эксплуатации.

Чем мощней мотор, тем больше топлива он потребляет, ведь энергия вращения его вала образуется в результате сгорания бензина и появления выхлопных газов, толкающих поршень, который через шатун проворачивает коленчатый вал двигателя.

Чем больше ширина кошения, тем больше энергии нужно выработать двигателю, чтобы эффективно покосить траву. Самоходный привод отнимает часть произведенной мотором энергии на движение газонокосилки, а значит, для сохранения той же эффективности покоса необходима выработка дополнительной энергии, что приводит к увеличению расхода топлива.

Чем гуще трава, тем выше нагрузка на нож, а значит, тем больше энергии необходимо выработать двигателю для сохранения эффективности покоса.

Производители иногда указывают расход топлива для той или иной модели, однако эти данные являются усредненными, поэтому допустимая погрешность составляет ±30%. Более точно определить этот параметр можно с помощью натурного испытания, для чего в бак заливают ровно 1 л бензина и косят траву до тех пор, пока мотор не заглохнет, а затем переводят эти данные в необходимый (л/ч) формат.

Мотор

Различают двухтактные и четырёхтактные двигатели. Как следует из определения, их отличие – в числе рабочих тактов. Двухтактный при одном цикле производит 2 цикла движения поршней, четырёхтактный – 4. Именно второй сжигает бензин эффективнее, чем первый. Для охраны окружающей среды 4-тактный мотор более безопасен. Мощность такого мотора значительно выше, чем 2-тактного.

Двухтактная бензокосилка в ряде случаев заменяет электрическую. Если у вас участок в десятки соток – приобретите газонокосилку именно с 4-тактным мотором.

Но такое вложение при ежемесячном использовании быстро окупится. Газонокосилка с 4-тактным мотором скосит (и измельчит, если устройство с измельчителем) больше травы за тот же объём бензина.

Не рекомендуется эксплуатировать двигатели обоих видов на одном и том же по составу топливе. И хотя бензиновый вид мотора говорит сам за себя, бензином разводят моторное масло. Оно защищает клапаны и форсунки от ускоренного износа. Но не только необходимостью масла характеризуется правильная работа двигателя. Также уточните, какой вид масла подойдёт мотору конкретной газонокосилки – синтетический, полусинтетический или минеральный.

Разновидности

Масло, что заливается в мотор, может различаться методикой получения. По данному критерию оно бывает:

  • минеральным – данный тип получается при переработке нефтепродуктов;
  • синтетическим – его получают при переработке либо синтезировании газа;
  • полусинтетическим – этот тип имеет более совершенные характеристики из-за внедрения в него составляющих на синтетической основе.

Масло для бензокосы относится к составам, предназначенным для использования в моторах с охлаждением воздушного типа, что имеют объем сгорательной камеры в 50-200 кубических сантиметров. Кроме того, любое двухтактное масло может различаться от аналогов по добавкам, которые придают ему определенные дополнительные характеристики. Они бывают следующих видов.

  • Противоизносные. Основной задачей масла будет снижение изнашивания деталей во время эксплуатации устройства.
  • Антиокислительные. Они не позволяют происходить окислению и дают возможность сохранить рабочие характеристики масла на долгое время.
  • Антикоррозийные. Их задача – не позволить коррозии образоваться на частях мотора.
  • Модификаторы трения. Эти добавки позволяют существенно снизить коэффициент трения.

В последнее время при приобретении масла для разведения с бензином пользователи очень часто сталкиваются с тем, что на канистрах нанесены специальные буквенные аббревиатуры. Данные обозначения выполнены в рамках классификации API. Рассмотрим, какие же существуют виды масел в соответствии с ней.

ТА применяется для мотокосы с воздушным охлаждением, объем двигателя которой составляет не более 50 кубических сантиметров. Оно может использоваться не только для косилки, но и для мопедов, газонокосилок и других типов техники. Для бензинового триммера это оптимальное решение.

Но в дополнение к этой классификации часто встречаются и другие буквенные обозначения по типу FA-FD. Следует сказать, что API представляет собой американский стандарт, что применяется в Европе. Но существует несоответствие между европейскими нормами по выбросу дыма и американскими. По этой причине следует принимать в расчет и дополнительные буквенные обозначения.

  • FA может использоваться в государствах, где по закону предусмотрены минимальные выбросы выхлопных газов в атмосферу. При использовании масла с такой маркировкой может выделяться еле заметный дым.
  • FB – может применяться в странах, где ограничения по выбросу дыма и газов существенно строже. В данном случае дым практически не будет выделяться.
  • FC – тут появляется дым прозрачного цвета, который человеческий глаз не может заметить.
  • FD – спецкатегория масел для 2-тактных моторов, они совсем не создают дыма. Имеют повышенные химические показатели. Обычно данное масло применяется для перемешивания с бензином и последующей заправки катеров и яхт.

Кроме того, масла бывают еще двух категорий:

  • Selfmix;
  • Premix.

В первом случае это будет означать, что необходимо осуществлять самостоятельное смешивание, которое не требует встряхивания, а во втором случае потребуется делать и его.

Особенности

Бренд Makita пришел из Японии, а его деятельность началась еще в далеком 1915 году. С того времени компания выпустила множество инструментов и оборудования, среди которых и газонокосилки. Каждое изделие бренда отличается эргономичностью, простой и удобной конструкцией, высокой продуктивностью.

Все косилки примерно устроены следующим образом – на платформе установлены режущее устройство с приводом, а также мешок, куда будет собираться скошенная трава. Встречаются модели, где вместо мешка установлен измельчитель и распылитель кусочков травы. Толкают косилку, как правило, за специальную ручку. Makita производит и самоходные газонокосилки с сиденьем.

Газонокосилки этой торговой марки различаются по мощности, полоске захвата травы, ножам, параметрам колес, сборника для травы. Стоимость инструмента полностью зависит от его оснастки, чем она лучше тем и цена будет выше. Модели, работающие от электричества, являются самыми дешевыми, а самоходные модели на бензине – наиболее дорогими.

Производители

При выборе масла большое внимание нужно уделять его производителю. Лучше выбирать ту марку, которую советует производитель газонокосилки

В инструкции к технике можно найти информацию о залитом масле, частоте его замены и рекомендации относительно выбора рабочей жидкости.

Также многие производители газонокосилок выпускают свои масла, которые придется использовать для замены, если хочется сохранить гарантию на технику. Кроме этого, в инструкции приводятся общие характеристики, которым должно соответствовать масло. При выборе жидкости для замены нужно ориентироваться именно на этот список. Это позволит выбрать масло, которое будет максимально точно соответствовать требованиям производителя.

Среди всех компаний, которые представляют свою продукцию на российском рынке, лучшим является Shell Helix Ultra. Эти масла пользуются популярностью во всех странах. Специалисты Shell на протяжении 40 лет работали над созданием уникальной технологии получения масла синтетического типа из природного газа. Полученный продукт характеризуется улучшенным составом, аналогов которому на этот момент не существует. Производитель добавляет к базовому составу нужные присадки, что позволяет получать продукты с разными характеристиками. Такое масло необходимо покупать только в специализированных точках продаж, поскольку нередко встречаются низкопробные подделки.

Также качественную продукцию представляет компания Liqui Moly. Производитель выпускает несколько линеек продуктов, которые имеют разное назначение. В этом ассортименте присутствует продукция для обслуживания садовой техники. Такие масла рассчитаны на длительную работу триммеров и газонокосилок, их технические характеристики разрабатываются в соответствии с особенностями современной техники и рекомендациями производителей.

Компания Liqui Moly добавляет в масла для газонокосилок пакеты присадок, которые необходимы для снижения износа техники и поддержания двигателя в чистоте. Главное преимущество таких жидкостей заключается в экологичности, ведь создаются они на растительной основе. Масла для газонокосилок Liqui Moly соответствуют всем экологическим нормам.

Компания Rasenmaher выпускает хорошее смазочное средство минерального типа, которое специально разрабатывалось для садовых агрегатов. Это средство может использоваться для обслуживания 4-тактных моторов с разными охлаждающими системами. Вещество от Rasenmaher может использоваться исключительно при плюсовых температурах. Производитель тщательно разрабатывал и подбирал присадки для своего продукта. Результатом таких действий стал широкий список функциональных возможностей:

  • поддержание давления в системе на стабильном уровне;
  • эффективное смазывание всех деталей, которые в этом нуждаются;
  • сохранение вязкости смазки на протяжении полного срока эксплуатации, вплоть до следующей замены;
  • обеспечение отличной защиты для мотора от естественного износа;
  • минимальный уровень испарения.

Топливная смесь для двухтактных двигателей

Триммеры, которые оснащены двухтактным мотором, не имеют отдельной системы, предназначенной для подачи масла с целью смазывания трущихся деталей. По этой причине заправлять такие устройства нужно не чистым бензином, а смесью топлива с моторным маслом. Последнее должно специально предназначаться для двухтактных двигателей. Применение автомобильной моторной жидкости приведет к преждевременному выходу двигателя из строя.

Приготовление топливной смеси для двухкатных двигателей

Заправлять газонокосилку с двухтактным двигателем нужно бензином марки АИ-92. При использовании АИ-95 может наблюдаться перегрев двигателя и неровная работа агрегата. Смешивать бензин с маслом нужно в пропорции 50:1, где 50 – это горючее, а 1 – масло. Выходит, что на 1 л топлива понадобится 20 мл масла.

Если мотор изношен или инструмент работает с высокой нагрузкой, то пропорция 25:1. В случае если смазки будет мало, то на стенках цилиндра и поверхности поршня появятся задиры. Затем разрушению подвергнется поршневое кольцо, в результате чего двигатель заклинит. Переизбыток не настолько критичен, но он может привести к образованию нагара. Поршневое кольцо при этом закоксуется, что уменьшит мощность устройства.

Пропорции масла и бензина для топливной смеси

Разновидности

Чтобы правильно выбрать жидкость для садовой техники и всегда знать, что покупать, необходимо изучить существующие разновидности масел. В первую очередь технические масляные жидкости разделяются по химическому составу.

Минеральные масла создаются на основе, полученной из продуктов нефтяной переработки. Подобные жидкости вязкие и должны часто меняться. Они рассчитаны на моторы небольшой мощности. Наиболее рекомендованы для летнего использования.

Синтетические жидкости в качестве основы имеют специальные синтетические вещества, в состав которых входят сложные эфиры. Вязкость находится на низком уровне, высокий срок эксплуатации и круглогодичное использование — такими высокими характеристиками не может похвастаться ни одна другая разновидность смазочной жидкости. Такие жидкости являются идеальным вариантом для сложной техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях.

Полусинтетическое моторное масло создается из веществ минерального и синтетического типа. Такие масла являются средним вариантом между двумя предыдущими жидкостями. Полусинтетические масла идеально подходят для садовой и парковой техники, двух- и четырехтактных двигателей.

Существует еще несколько классификаций, в основе которых лежат разные требования. Наиболее распространена классификация API. Ее поддерживают разные страны и многие производители. Согласно этой классификации все моторные масла делятся на следующие разновидности:

  • TA является лучшим вариантом для бытовой техники с мотором объемом до 50 куб. см;
  • TB предназначается для оборудования с большей мощностью, оснащенной мотором объемом более 50, но менее 200 куб. см;
  • TC — это масло, которое предназначается для моторов с повышенными требованиями к качеству смазочной жидкости, такое масло можно смело лить в газонокосилки;
  • TD разрабатывается для лодочных моторов, которые оснащаются жидким охлаждением.

Масло двухконтактного типа за счет 20% растворительного состава способно хорошо смешиваться с автомобильным топливом. Кроме этого, подобные жидкости способны полностью сгорать. Смазки могут быть окрашены в различные цвета. Окрашивание не говорит о качестве масла. Его функция заключается в другом — так пользователю легче отличать смазочное вещество от топлива.

Стандартные пропорции

Нередко с пропорциями масла и топлива для надёжной работы мотокосы возникают проблемы. Причина всему – абсолютно разная информация в источниках. Можно столкнуться с разницей в данных по соотношению на десяток единиц, а бывает – наполовину. Поэтому невольно задумаешься, сколько же нужно масла на 1 литр бензина: 20 мл или все 40. Но для этого имеется технический паспорт на изделие, которое вы приобретаете в магазине. Там должно быть описание устройства, инструкция по его эксплуатации и указания по правилам подготовки топливной смеси.

В первую очередь надо учитывать информацию, которую рекомендует производитель, так как в случае выхода из строя мотокосы можно предъявить свои претензии именно ему, а не стороннему источнику. Если никакой инструкции в паспорте нет, а тем более, если паспорт отсутствует, то рекомендуем поискать другую модель триммера у более надёжного продавца.

Для всех других случаев, когда у вас в руках оказалась модель бензокосы и нет никакой возможности узнать её технические особенности, существуют стандартные пропорции наиболее вероятных компонентов топливной смеси для двухтактного двигателя. В основном для этих агрегатов используется бензин марки АИ-92 и специальное синтетическое масло, в котором содержится растворитель для лучшего смешивания с топливом. Такое масло испаряется медленно и обладает способностью полностью сгорать в цилиндре, не оставляя нагара.

Стандартное же отношение синтетического масла к бензину составляет 1: 50. Это значит, что на 5 л бензина нужно 100 мл масла, а в соответствии с этим расход масла на 1 л бензина равен 20 мл. Зная количество масла, необходимое для разбавления 1 л топлива, можно легко рассчитать любые нормы при подготовке топлива для триммера. При использовании минеральных масел чаще всего стандартным является соотношение 1: 40. Следовательно, на 1 л топлива потребуется 25 мл такого масла, а на 5-литровую канистру – 125 мл.

При работе бензокосы человеку, имеющему небольшой опыт в эксплуатации подобной техники, нетрудно будет определить и откорректировать действительное количество масла, нужное конкретной модели

Следует только обратить внимание на выхлопные газы (их цвет, токсичность запаха), стабильность циклов, нагрев двигателя и развиваемую мощность. Подробней о том, какие последствия от неправильных пропорций смешения бензина и масла можно ожидать, освещено в другом разделе статьи

Встречаются варианты мотокос, работающие на бензине марки АИ-95. Это также следует учитывать.

Правила использования

Чтобы газон всегда радовал своим приятным видом, следует правильно использовать газонокосилку. Перед началом работы стоит ознакомиться с устройством агрегата, его техническими характеристиками, требованиями по безопасности.

Первый запуск

Перед первым запуском газонокосилки Makita следует провести ее подготовку к работе. Начинают с того, что осматривают инструмент, чтобы выявить его целостность. Если все в порядке, то можно приступить к проверке наличия топлива для бензиновых моделей. В случае отсутствия, его необходимо залить.

Проверка уровня масла производится для всех моделей, включая и бензиновые, и электрические. Причем желательно использовать те виды масел, которые приводятся в инструкции. Далее обязательно надо проверить, хорошо ли затянуты крепежи. При необходимости их надо подтянуть. Контакт на свече зажигания также нуждается в проверке.

Эксплуатация косилки начинается с обкатки. Данный процесс представляет собой работу агрегата, но только с малыми нагрузками. Это необходимо, чтобы все части мотора приработались. Как правило, обкатка занимает примерно 4-5 часа

По ее завершении важно слить отработанное масло и заменить его новым

Замена масла

Масло для газонокосилок очень важно, так как благодаря ему совершается воздушное охлаждение устройства. В итоге двигатель может работать на очень высоких оборотах

К тому же за счет масла в зимнее время детали косилки защищены от воздействия негативных факторов.

Периодически масло надо менять, но когда это делать точно, сможет сказать мотор, а точнее, состояние, в котором он находится. На новых газонокосилках или после замены двигателя поменять масло желательно сразу после того, как была сделана обкатка. Рекомендуется заменять жидкость после 5-10 часов работы двигателя. Это позволит различным частицам мусора не накапливаться внутри мотора.

На двигателях, которые уже прилично поработали, замена масла производится после 25-45 часов работы, то есть раз в 2-3 месяца

Стоит заметить, что важно обращать внимание на состояние самого масла, а не только на рабочие часы. К примеру, жидкость пора заливать новую, если старая уже стала черного цвета. Если этого не сделать, то может случиться поломка мотора

Поэтапная замена масла своими руками в газонокосилке проходит следующим образом

Если этого не сделать, то может случиться поломка мотора. Поэтапная замена масла своими руками в газонокосилке проходит следующим образом.

  1. Сперва необходимо слить старое масло.

  2. Далее надо инструмент повернуть сливным отверстием набок, чтобы отработка могла вся стечь. Желательно заранее подготовить емкость, куда будет сливаться старая жидкость.

  3. Затем агрегат возвращается в обычное положение.

  4. Новое масло заливается через горловину до отметки, которая имеется на картере. Теперь устройство снова готово к работе.

Техническое обслуживание

Обслуживание газонокосилки является важным этапом. Каждый раз после работы инструмент надо чистить от грязи и остатков травы, листьев или веток

Перед тем как приступить к техническому обслуживанию агрегата, важно слить масло мотора. В противном случае наклонять устройство нельзя

Стоит знать, что травосборник со временем может изнашиваться. Поэтому следует периодически проверять его состояние. Что касается свечей, то их надо менять каждые 100 часов работы. Каждый сезон в обязательном порядке необходимо проводить смазку маслом таких частей, как подшипники на колесах, тросы, шарниры. После 25-30 часов работы следует прочищать воздушный фильтр. Если видно, что он износился, то сразу надо заменить новым.

Видео: Какое Масло Лучше Для 4 Тактной Газонокосилки

ЭКСПОЗИЦИЯ ТОЛЬКО ДВИГАТЕЛЯ МАСЛА В УКРАИНЕ.

Всегда проверяйте уровень масла. Уровень должен находиться на последней резьбе наливной горловины в горизонтальном положении двигателя (как показано на рисунке). Заливные и сливные отверстия расположены на передней и задней части двигателя.

Уровень моторного масла

На газонокосилках обратите внимание на зонд. Маркировка указана на щупе двигателя с вертикальным валом

Разные двигатели имеют разные объемы картера. Если у вас двигатель мощностью 4, 5,5, 6,5 или 7 л.с., то вам нужно залить 600 мл. масло. Двигатели имеют мощность 7,5 л.с., заливают 900 мл. Двигатели имеют 8, 9, 11, 13 и 15 л.с. соответственно 1,1 л.

Третье: запустить двигатель.

При первом или холодном запуске двигателя увеличивается нагрузка на поршневую систему. Высокие скорости могут повредить двигатель. Поэтому необходимо запустить двигатель на 1/3 позиции газа. И вам нужно бегать на средних скоростях.

Четвертое: как лопается двигатель.

Двигатели с воздушным охлаждением «не нравится» на холостом ходу. Запустите двигатель, прогрейте 1-2 минуты. а также беги на работу. Во время поломки старайтесь придерживаться 50-75% нагрузки и делайте обязательные перерывы через 20-25 минут. После перерыва, когда двигатель остынет (15-20 минут), вы можете продолжить работу снова. В этом режиме двигатель должен работать в течение первых 4-5 часов, после чего необходимо заменить масло. Прорыв окончен.

Первой причиной отказа является закрытый топливный клапан.

Когда двигатель не работает и топливный клапан открыт, карбюратор будет переполнен и «затопление» свечи. Также бензин попадает в картер. Это приведет к избыточному давлению во время работы двигателя и выдавливанию уплотнений. Эта смесь бензина и масла будет затем поступать в камеру сгорания и через выпускной клапан в глушитель. Постепенно глушитель забивается остатками масла, и двигатель теряет тягу.

ЗАКРЫТЬ КРЫЛЬЯ ТОПЛИВА ПОСЛЕ РАБОЧЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ.

Потому что 4-х тактный двигатель. бензин заливается в бак, масло в картер. и они не должны быть смешаны. После переворота эти компоненты обычно смешиваются в карбюраторе. После этого двигатель нужно будет разобрать и почистить.

НЕ ЗАГРУЖАЙТЕ ЗАПОЛНЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ.

И третья причина отказа: неправильный запуск двигателя с ручным стартером.

Многие пользователи четырехтактных двигателей считают, что чем больше вы нажимаете кнопку стартера, тем лучше запускается двигатель. Это не правда

Рукоятка стартера должна быть вытянута до соприкосновения кулачков, а затем осторожно, но с большой амплитудой. И двигатель (если он работает, конечно) обязательно запустится

НАУЧИТЕ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО НАЧАТЬ ДВИГАТЕЛЬ

Таблица обслуживания двигателя

Удачи тебе.

Звоните 7 (963) 723-00-43. Мы будем рады ответить на вопросы, связанные с эксплуатацией двигателей Honda с воздушным охлаждением, Briggs&Страттон, Мицубиси, Субару-Робин, Лифан, Карвер, Лончин, Чемпион.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации