Содержание
Советы по выбору
Бренд Leica предлагает широкий выбор моделей фотокамер на любой вкус – это значит, что каждый любитель и профессионал найдет для себя нечто достойное внимания, не отказываясь от заинтересовавшей фирмы. При этом не стоит слепо брать самую дорогую камеру, надеясь, что она лучшая – возможно, вам не нужны те функции, за которые вы платите.
Обратите внимание на следующие важные характеристики
Пленка и цифра. Классическая Leica, безусловно, пленочная, ведь тогда просто не было альтернативы
Тем, кто гонится за брендом ради максимальной винтажности и шарма старины, стоит обратить внимание именно на пленочные модели, но тут есть одна загвоздка – фирма, стараясь быть современной, таковые давно не выпускает. Это означает, что сторонникам пленки придется сначала поискать такую камеру с рук, а потом каждый раз заниматься проявкой пленки
Если это все не для вас и вы любите современные технологии с лучшими возможностями для настройки камеры, тогда, конечно, обратите внимание на новые модели.
Тип камеры. «Лейка» почему-то недолюбливает «зеркалки» – по крайней мере, среди ее топовых моделей таковых нет. Сравнительно недорогая продукция бренда относится к компактным фотокамерам, и даже есть линейка, которая так и называется – Compact. Это те самые «мыльницы», которые заточены на автоматическую настройку и мгновенное фотографирование – они точно понравятся новичкам. При этом фирма никогда не отказывается от того, чтобы предоставить потребителю возможность настраивать режимы самостоятельно. Что же касается «беззеркалок», к которым относится большинство современных моделей Leica, то они уже лишились главного недостатка в виде медленного автофокуса, а по качеству картинки существенно превосходят «зеркалки». Другое дело, что новичку такой агрегат точно будет не по карману – цена в долларах запросто может быть пятизначной.
Матрица. У дорогих моделей бренда матрица полноразмерная (36 на 24 мм), с такой техникой вы можете хоть кино снимать. Модели попроще оснащены матрицами APS-C – для полупрофессионала это самое то
Несведущие потребители любят гнаться за количеством мегапикселей, но оно не столь важно, если матрица маленькая. «Лейка» не может позволить себе позориться с маленькой матрицей, потому ее возможные 12 мегапикселей – это совсем не то же самое, что такая же характеристика для камеры смартфона
Специалисты утверждают, что 18 мегапикселей в таком фотоаппарате – это уже уровень распечатки плакатов и билбордов, а непрофессионалу это вряд ли пригодится.
Зум. Помните, что цифровой зум – это обман, программное увеличение куска качественного фото при обрезке всего лишнего. Настоящий зум, интересный для профессионала, – оптический. Он позволяет за счет смещения линз увеличить картинку, не теряя ее качества или разрешения.
Светочувствительность. Чем большее диапазон, тем больше ваша модель приспособлена для фотографирования в условиях разной освещенности. Для любительских камер (не «лейки») хорошего уровня нормой считаются 80-3200 ISO. Для съемки в помещениях и при слабом свете нужны более низкие показатели, при слишком ярком свете – более высокие.
Стабилизация. В момент съемки у фотографа может дрогнуть рука, и это испортит кадр. Чтобы этого не произошло, используется цифровая (программным методом) и оптическая (объектив не сразу «плывет» вслед за корпусом) стабилизация. Второй вариант, безусловно, надежнее и качественнее, сегодня он уже является нормой для хорошей камеры.
Краткий обзор фотоаппаратов Leica смотрите в следующем видео.
Цифровые фотоаппараты
Среднеформатные цифровые однообъективные зеркальные фотоаппараты
Leica S1
Leica S2
- Leica S1 — среднеформатный цифровой фотоаппарат сканирующего типа.
- Leica S2 — среднеформатный цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат, размер матрицы 30×45 мм, разрешение 37,5 мегапикселя. Фотографический затвор фокальный, диапазон выдержек 1/4000 — 32 с или при использовании объектива CS с центральным затвором 1/500 — 32 с.
- Leica S3 серийно не выпускалась.
Leica M9
Дальномерные цифровые фотоаппараты
- Leica M8 (с 2006 г) — первый цифровой дальномерный фотоаппарат фирмы Leica. Крепление объективов — байонет Leica M, возможность использования оптики от плёночных камер. Размер матрицы 27 × 18 мм.
- Leica M9 (с 2009 г) — первый цифровой дальномерный фотоаппарат с полнокадровой матрицей (24 × 36 мм). Выпускаются модификации Leica M9-P, Leica M-E Typ 220, Leica M Monochrom (способна делать только чёрно-белые снимки).
Leica Digilux 2
Leica Digilux
- Leica Digilux
- Leica Digilux Zoom
- Leica Digilux 1
- Leica Digilux 2
- Leica Digilux 3 — цифровой зеркальный фотоаппарат, выпускается с 2006 года. Размер матрицы 17,3 × 13 мм (кроп-фактор 2). Крепление объективов — байонет 4/3, видоискатель сквозной зеркальный с призмой Порро. В Японии выпускается конструктивно аналогичный фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-L1.
Leica D-Lux-2
История
В 1913 году Оскар Барнак, сотрудник фирмы Leitz сконструировал фотоаппарат, предназначенный для съёмки на перфорированную 35-мм киноплёнку, широко распространённую в кинематографе. Отличительная особенность — вдвое увеличенный размер кадра (24×36 мм против 24×18) и фокальный шторно-щелевой фотографический затвор. Для модели I выпускались специальные двухцилиндровые кассеты, заряжавшиеся киноплёнкой из рулона при неактиничном освещении или в темноте. Кассеты, выпущенные для второй модели, имели конструкцию, использующуюся до сегодняшнего дня, но к первой модели они не подходят.
Оскаром Барнаком разработано два прототипа камеры (изготовлены в малом количестве). Первый прототип известен как «Ur-Leica», изготовлено 25 экз. Второй прототип «Prototyp I» или «Leica 0» до наших дней, по видимому, не сохранился (выпущена современная реплика).
С 1925 года начато серийное производство модели Leica IA. Выпущено 58735 экз.
Фотоаппараты «Leica» в искусстве
Leica в кинематографе
- В фильме «Сальвадор» фоторепортёр Джон Кэсседи, увешанный зеркальной аппаратурой, незаметно фотографирует «Лейкой» в тот момент, когда съёмку запрещают военные.
- В фильме «Высокое искусство» 1998 года фотограф, которого играет Габриэль Манн, снимает уличные сцены «Лейкой».
- В фильме «Шпионские игры» герой Брэда Питта Том Бишоп во время операции в Ливане снимает камерой Leica.
- В фильме «Евротур» один из главных героев всё путешествие снимает камерой Leica, а затем продаёт её чтобы его друг встретил девушку своей мечты.
- В фильме «Ронин» герой Роберта ДеНиро снимает на зеркальную камеру семейства Leica R.
- В фильме «Близость» героиня Джулии Робертс, фотограф Анна Камерон, снимает в студии Элис Айрес (актриса Натали Портман) на Лейку M6 TTL.
- В фильме «Полуночный экспресс» герой Брэдли Купера, фотограф Леон Кауфман, занимается уличной фотографией на просторах города Нью-Йорк используя Лейку M4-P.
- В фильме «Вики Кристина Барселона» героиня Скарлетт Йоханссон, Кристина, фотографирует на Leica M6.
- В фильме «Кровавый алмаз» журналист Мэдди Боуэн снимает гражданскую войну в Сьерра-Леоне на Leica M6.
Александр Родченко
…Он пришел к фотографии.Чёрная «лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках. Вот он покажет этот мир.Мир привычный и обыденный — с новых точек. А. Родченко. Чёрное и белое (автобиография) |
«Лейка» куплена за 350 р., при помощи Швецовой… …Родченко ходит довольный… «Думать о ней („Лейке“) такое удовольствие, когда вспомнишь, что она есть. Посижу, полюбуюсь… даже не верится, что она есть… Как это можно было сейчас купить…» Целый день она у него на столе стоит, и только к вечеру подошел к ней производственно… зарядил и сделал пробу… Теперь проявляет… До чего это замечательный аппарат! Я и то ужасно взволнована была вчера и очень довольна… Проба вышла очень хорошо… даже контрастно очень — снимал при лампе… |
Анри Картье-Брессон
Икона фотографии, Анри Картье-Брессон, известен тем, что сделал большинство своих работ одной камерой, дальномерной «Лейкой», и одним объективом — 50 мм. Кен Роквелл. «Картье-Брессон и „Лейка“» |
История создания
Чтобы добиться успеха в любой отрасли, надо быть первым. Leica не стала первым малоформатным аппаратом, но зато она является самой первой массовой камерой небольшого размера, то есть производителю удалось наладить конвейерный фабричный выпуск и обеспечить продажи по невысокой стоимости. Автором первого прототипа камеры нового бренда, появившегося в 1913 году, стал Оскар Барнак.
Немецкий производитель не мог позволить себе выпуск непроверенной и несовершенной модели, потому Барнаку пришлось очень долго и упорно работать над усовершенствованием своего агрегата. Лишь в 1923 году начальник Барнака Эрнст Лейтц согласился на выпуск нового устройства.
На полках магазинов оно появилось еще спустя 2 года под названием LeCa (первые буквы имени начальника), потом торговую марку решили сделать более благозвучной – добавили одну букву и порядковый номер модели. Так родилась знаменитая Leica I.
Даже первоначальная модель получила оглушительный успех, но создатели не стали почивать на лаврах, а вместо этого решили расширять модельный ряд. В 1930 году увидела свет Leica Standard – в отличие от предшественницы, эта камера позволяла менять объектив, тем более что тот же производитель сам выпускал их. Еще через 2 года появилась Leica II – компактный фотоаппарат со встроенным оптическим дальномером и сопряженной фокусировкой объектива.
В Советском Союзе лицензионные «лейки» появились практически сразу в момент начала выпуска и тоже стали очень востребованными. С начала 1934 года в СССР начали выпуск собственной фотокамеры ФЭД, которая была точной копией Leica II и выпускалась на протяжении двух десятилетий. Такой отечественный прибор стоил практически втрое дешевле немецкого оригинала, к тому же в годы Великой Отечественной войны вызывал куда меньше ненужных вопросов.
Особенности
В наши дни фотоаппарат Leica уже вряд ли претендует на лидерство в сфере фототехники, но зато является вечной классикой – образцом, на который ориентируются. Притом что выпуск новых моделей продолжается, даже старые модели до сих пор обеспечивают очень хорошее качество съемки, не говоря уж о том, что такая винтажная фотокамера выглядит престижно.
Да, сегодня его характеристики уже превзойдены конкурентами, но для пленочного фотоаппарата он все равно хорош, даже если речь о самых первых моделях. Можно с уверенностью сказать, что когда-то «лейка» заметно опережала свое время, потому сейчас тоже не выглядит анахронизмом. В отличие от других фотокамер того времени, затвор немецкого чуда техники практически не щелкал.
О популярности бренда говорит хотя бы то, что на протяжении десятилетий «лейками» в нашей стране называли вообще любые малоформатные фотоаппараты – сначала отечественный аналог ФЭД, а потом и продукцию других заводов. Неприхотливый оригинал отлично показал себя в годы Второй мировой – многие фотографии с Западного фронта были отсняты корреспондентами именно на такой прибор.
После Второй мировой войны все большую активность стали проявлять конкуренты – в первую очередь Nikon. По этой причине настоящая Leica стала терять популярность и отходить на задний план, хотя фотографы всего мира многие десятилетия спустя считали такой агрегат настоящим шедевром. Подтверждения этому можно встретить в том же кинематографе, герои которого даже в XXI веке очень гордятся фактом обладания такой аппаратурой.
Хотя золотые времена «лейки» давно миновали, нельзя сказать, что она исчезла совсем и больше не востребована. Бренд существует и продолжает работать над новыми моделями аппаратуры. В 2016 году сотрудничеством с Leica похвастался известный производитель смартфонов Huawei – его тогдашний флагман P9 обладал двойной камерой, выпущенной при непосредственном участии легендарной компании.
Технические характеристики
- Тип применяемого фотоматериала — плёнка типа 135.
- Размер кадра 24×36 мм.
- Корпус металлический, со съёмной нижней крышкой и открывающейся панелью на задней стенке. В конструкции аппарата применены магниевые сплавы.
- Курковый взвод затвора и перемотки плёнки. Курок имеет два положения — рабочее и транспортное.
- Курок выполняется в двух вариантах — по типу Leica M3 и Leica M6.
- Автоматический самосбрасывающийся счётчик кадров.
- Обратная перемотка плёнки цилиндрической осесмещённой головкой (как на Leica M3) или головкой типа рулетка (как на Leica M6). Для цилиндрической головки выпускается съёмная «рулетка» (rewind crank).
- Крепление объектива — байонет Leica M
Аппарат может комплектоваться по желанию покупателя объективами различных моделей, возможна продажа без объектива (body).
.
- Видоискатель совмещён с дальномером, база дальномера 65 мм.
- В поле зрения видоискателя видны переключаемые кадроограничительные рамки для сменных объективов. Рамки для объективов с различными фокусными расстояниями сменяются или автоматически или вручную, на передней панели камеры имеется переключатель. Автоматическое переключение рамок определяется конструкцией байонета Leica M. Адаптеры для сменных объективов, в свою очередь, выпускается для оптики М39 с различным фокусным расстоянием.
- Фотографический затвор — механический фокальный с матерчатыми шторками, с горизонтальным движением шторок.
- Выдержки затвора от 1 до 1/1000 с и «В», «невращающаяся» головка выдержек.
- Выдержка синхронизации — 1/50 с, кабельный и центральный синхроконтакт «Х».
- Обойма для крепления фотовспышки и сменных видоискателей.
- Автоспуск отсутствует.
Варианты видоискателя и количество кадроограничительных рамок
- Увеличение окуляра видоискателя 0,58×.
- 0.58 — в поле зрения видоискателя видны кадроограничительные рамки (с компенсацией параллакса) для объективов со следующим фокусным расстоянием: 28 и 90, 35, 50 и 75 мм.
- 0.58-4 — 28 и 90, 35 и 50 мм.
- Увеличение окуляра видоискателя 0,72×.
- 0.72 — 28 и 90, 35 и 135, 50 и 75 мм.
- 0.72-3 — 35, 50 и 90 мм.
- 0.72-5 — 28 и 90, 35 и 135 и 50 мм.
- Увеличение окуляра видоискателя 0,85×.
- 0.85 — 35 и 135, 50 и 75, и 90 мм.
- 0.85-4 — 35 и 135, 50 и 90 мм.
- В устройстве подсветки кадроограничительных рамок применена линза Френеля.
Полуавтоматическая установка экспозиции
Фотоаппарат Leica MP имеет полуавтоматическую установку экспозиции с помощью TTL-экспонометрического устройства.
На одной из шторок затвора находится пятно белого цвета, отражённый от него свет воспринимается CdS-фоторезистором. Источник питания экспонометрического устройства — два серебряно-оксидных элемента типа SR44 или одна литиевая батарея 1/3 N.
На откидывающейся панели задней стенки размещена головка ввода светочувствительности фотоплёнки. Значения светочувствительности 6-6400 ISO.
При установленном значении выдержки и светочувствительности плёнки прижатием кнопки спуска осуществляется включение экспонометрического устройства.
В поле зрения видоискателя светодиодами отображается информация света много — света мало — нормальная экспозиция. Правильная экспозиция подбирается вращением кольца установки диафрагмы.
- Имеется светодиодный контроль источника питания и выключатель электронной схемы (положение OFF головки выдержек).
- Определение экспозиции возможно только при взведённом затворе (пятно белого цвета находится только на одной шторке).
Дальномерные фотоаппараты фирмы Leica
Leica II
Leica III
Leica с резьбовым соединением M39×1/28,8
Leica является первым массовым малоформатным фотоаппаратом. Его прототип создан в 1913 году Оскаром Барнаком, который использовал стандартную 35-мм киноплёнку, но с вдвое бо́льшим размером кадра — 24×36 мм.
Фраза Барнака «Маленькие негативы — больши́е фотографии» (англ. Small negatives—large images) во многом предопределила дальнейшее развитие фотографии.
В 1923 году Барнак убедил своего начальника, Эрнста Лейтца II выпустить прототип новой камеры, которая в 1925 году поступила в продажу под названием Leica I. Первоначальное название выглядело, как LeCa и было образовано от Leitz Camera — «камера Лейтца». Впоследствии было выбрано более благозвучное слово Leica. В 1930 году была создана Leica Standard с возможностью замены объективов, для которой были выпущены нормальный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, а также широкоугольный (35 мм) и телеобъектив (135 мм).
В 1932 году появилась Leica II — первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат. На фотоаппарате стоял оптический дальномер, сопряжённый с фокусировкой объектива.
В СССР фотоаппараты Leica были в свободной продаже, а в январе 1934 года начат выпуск советской копии камеры Leica II — фотоаппарата ФЭД. Розничная цена стандартного ФЭДа в 1937 году была 712 рублей, а немецкий аппарат стоил более 2000 и был доступен немногим. Во время Великой Отечественной войны фотокорреспонденты предпочитали использовать в прифронтовой полосе отечественные фотоаппараты, поскольку на съёмку иностранной аппаратурой требовалось специальное разрешение. В 1948 году на Красногорском механическом заводе был освоен выпуск фотоаппаратов «Зоркий» по документации ФЭДа. ФЭД выпускали до 1955 года, «Зоркий» — до 1956.
Следующей моделью стала Leica III — фотоаппарат с увеличенным диапазоном выдержек. Leica III выпускалась в нескольких модификациях, и одна из них — IIIа в СССР получила прозвище «Аннушка».
Leica с байонетом Leica M
Leica MP и Leica M3
Приставка Leica Visoflex на дальномерной камере
В 1954 году появилась Leica M3 со специально разработанным для неё байонетным креплением объектива.
На камере стоял видоискатель, совмещённый с дальномером (с компенсацией оптического параллакса и автоматически сменяемыми кадровыми рамками в поле зрения видоискателя), высокоточный фотографический затвор с невращающейся головкой выдержек.
Конструкция камеры и байонета оказалась удачной, за Leica M3 последовали модели Leica M2, Leica M4 (на них мог устанавливаться внешний сопряжённый по выдержке селеновый или CdS-экспонометр), Leica M5 и Leica M6 (с TTL-экспонометром).
В 2010-е годы выпускается Leica MP (с механическим затвором и TTL-экспонометром) и Leica M7 с электронноуправляемым затвором.
Байонет Leica M применён и на цифровых дальномерных фотоаппаратах Leica M8 и Leica M9 (2009 год).
К фотоаппаратам серии Leica M выпускаются моторные приставки — ручные и с электроприводом.
Фотоаппараты Leica M1, Leica MD (в различных модификациях) выпускались без видоискателя, предназначались для совместного использования с микроскопами или телескопами (фоторегистраторы).
Для «резьбовых» и «байонетных» дальномерных «Леек» выпускалась приставка Leica Visoflex (в трёх вариантах), позволявшая трансформировать дальномерный фотоаппарат в однообъективный зеркальный.